Как Путин будет управлять Поволжьем

В Администрации Президента детально разработан проект укрупнения регионов

Россию ждут реформы – в этом больше никто не сомневается. Законно избранный Президент неспешно, но решительно приступает к реорганизации государственного управления. Среди подобных проектов, обсуждающихся политической элитой, выделяется возможное укрупнение российских регионов. Выделяется масштабностью и значимостью для судеб страны.

Твердый знак вопроса

В конце апреля – начале мая в газете "Коммерсантъ" появилось несколько публикаций с общим подзаголовком "Как Путин будет управлять страной". Эти материалы основывались на внутреннем документе Администрации Президента РФ, копия которого якобы попала в руки обозревателей уважаемого издания.

На наш взгляд, журналисты "Ъ" имели дело с целенаправленной утечкой информации, сознательно организованной сотрудниками путинской администрации. И публикация внутреннего документа – ни что иное, как пробный шар, прощупывающий отношение общественности к грядущим реформам государственного устройства России.

Во всяком случае, буквально накануне этих громких публикаций мы беседовали со столичным политтехнологом Виктором Кармацким. Этот бывший сотрудник АПРФ, продолжающий регулярно готовить документы по заказу ее руководства, достаточно детально рассказал нам о проекте укрупнения российских регионов.

Поначалу мы не собирались придавать огласке эту часть беседы. Но публикации в "Ъ", совпавшие к тому же с инициативой Геннадия Селезнева об изменении порядка формирования Совета Федерации и переезде Федерального Собрания в Санкт-Петербург, заставили нас прийти к убеждению, что укрупнение регионов кажется утопичным только на первый взгляд. Впрочем, судите сами.

Памятник неизвестному сенатору

Иван Юдинцев. Виктор Иванович, почему Администрация Президента стремится к избранию губернаторами ключевых регионов федеральных политиков? Чем не устраивают политики регионального уровня и масштаба?

Виктор Кармацкий. Да потому, что губернатор – это как раз и есть фигура федерального масштаба. Это член совета федерации.

Не всякому региональному руководителю удается стать значимой фигурой на политическом небосклоне. Даже в верней палате парламента не все ее члены заметны. Если сейчас на вскидку спросить любого жителя страны, кого он помнит из сенаторов, он назовет только 3-5 фамилий. Остальные просто неадекватны своему статусу.

Ю. Я знаю, что в Совете Федерации родилась очень характерная шутка: в каждом русском городе есть памятник неизвестному сенатору…

К. Вот именно. И если это плохо уже сейчас, то скоро такое положение может оказаться совсем нетерпимым. Я думаю, что роль губернаторов в ближайшее время может драматически возрасти. В концепции государственной власти Президента Путина, одним из ключевых элементов является ужесточение исполнительной вертикали. Этот процесс может развиваться по следующему сценарию.

Региональная политика – занятие муторное

К. Сначала будет укрупнение территориальных единиц, составляющих Российскую Федерацию, потому что 89 – это безумно много. Когда мне по долгу госслужбы доводилось каждый день заниматься региональными проектами, то, по крайней мере, даже сама рассылка документов в 89 регионов –это безумно муторное занятие.

То есть я понимаю, что даже только по этому управление в стране находится не на должном уровне. Для того, чтобы повысить эффективность управления, скорее всего, регионы надо будет укрупнять. Эта идея витает в воздухе давно, и представители различных политических сил уже высказываются на эту тему. И, я думаю, Президент Путин пойдет по этому же пути.

И, может быть, дополнением к этому будет вариант с назначаемостью губернаторов. Или придем к варианту, когда губернатор избирается не прямым всеобщим голосованием, а каким-то другим образом, скажем, законодательным собранием.

Соответственно, одновременно с возрастанием роли губернаторов в политико-федеральном масштабе, возрастет и их значимость для судьбы рядовых жителей территорий.

"Нарезка регионов" реальнее, чем их укрупнение

Ю. Неужели Вы хотите сказать, что укрупнение регионов будет производиться не по экономико-географическому принципу, а из соображений текущей политической конъюнктуры?

К. Во-первых, мне не совсем понятно это Ваше наивно-удивленное "неужели". Вы же работали советником в Минтопэнерго и в Правительстве, так что не хуже меня понимаете, что на федеральном уровне власти ничему не надо удивляться.

И во-вторых, я говорил не о текущей политической конъюнктуре. Корректнее было бы сформулировать так. В основу определения конкретных границ укрупненных регионов (в здании Администрации Президента на Старой площади употребляют выражение "нарезка регионов") будут положены надежные и строго научные экономико-географические основания.

Но для реализации проекта укрупнения регионов на практике вполне возможна незначительная корректировка границ укрупненных регионов исходя из политических реалий.

Ю. Какие факторы реал-политики могут повлиять на нарезку границ укрупненных регионов?

К. Если говорить о границах, то это, в первую очередь, националы и военные. Военное лобби мечтает только об одном – чтобы укрупненные регионы совпадали с военными округами. Это, правда, крайне нелогично. Точнее, у военных своя логика, отличающаяся от экономико-географической.

Солдатские матери как инструмент реформ

Ю. Итак, нарезка в соответствии с военными округами – это несерьезно…

К. Я сказал: "Нелогично". Я не говорил: "Несерьезно". Если идея будет с трудом овладевать массами, то для ее реализации придется опираться как раз на помощь армейского руководства.

Здесь возможен очень эффективный управленческий компромисс: политическое руководство нарезает регионы в соответствии с военными округами, а военное командование соглашается сделать первый шаг по пути армейской реформы. А именно, пойти на то, чтобы записать во всех законах, что призывники проходят срочную службу исключительно на территории своего укрупненного региона или в границах того военного округа, где они были призваны, что одно и то же. А за пределы своего региона, в том числе, и в горячие точки, могут перемещаться только контрактники.

Представляете себе уровень массовой поддержки такого варианта реформы государственного устройства? Да матери призывников на руках внесут этот законопроект в Думу и в Совет Федерации. И любой депутат, равно, как и любой сенатор, который проголосует против такой президентской инициативы, поставит крест на своей дальнейшей политической карьере – его просто никогда больше никуда не изберут.

Да здравствуют Республики!

Ю. Теперь – несколько слов о факторе национальных республик.

К. Националы уже сейчас имеют огромные права в сравнении с административными краями и областями. Почему, Вы думаете, многие губернаторы соглашаются на укрупнение регионов, только при условии, что новые образования будут называться "республиками"?

Ю. Наверное, потому, что "республики" смогут претендовать на такой же статус, какой сейчас имеют Татарстан, Башкортостан и прочие национальные Субъекты Федерации.

К. Совершенно верно. Но националы-то все равно сохранят при этом свой статус. Поэтому чисто географически Самару с Нижним Новгородом никак не объединишь. Между ними на берегах Волги расположен блокирующий пояс из Чувашии и Республики Марий Эл. И на юг Нижегородскую область тоже не укрупнишь – там Мордовия.

Так что нижегородцы будут укрупняться на запад, на север и на восток. Укрупнение на восток можете считать свершившимся фактом. Даже если для начал будут всего лишь спаривать области, вам предстоит сочетаться с Кировской. Волго-Вятская Республика – очень компактный и супер-логичный вариант региона. Но я уверен, что только этим дело не ограничится.

Речь идет о создании на всей территории России 8-12 мощных не национальных регионов.

Крупный – не значит главный

Ю. Назовите хотя бы пару из них, чтобы нам иметь представление об уровне укрупнения.

К. Здесь есть еще нерешенные проблемы, так сказать, пограничные конфликты. Но можно точно назвать Уральскую Республику, в которую бесконфликтно войдут регионы, уже сейчас координирующие свою политику под руководством переизбранного в прошлом году Свердловского губернатора Эдуарда Росселя.

Почти обозначилась Зауральская Республика – Кемерово, Омск, Томск, Курган, Новосибирск. У них были разногласия на тему, кто будет столицей. То есть Новосибирск заявлял, что он – третий по величине город России, что у них там богатая история, сильная фундаментальная наука, как будто это главное. Не хотели понять, что речь идет всего-навсего о том, где будет расположена администрация укрупненного региона, и не более того. То есть не обязательно делать резиденцию губернатора в самом крупном городе. Нигде в мире численность населения мегаполиса не является основанием для превращения его в административный центр.

Но, после того, как в Новосибирске губернатором вместо Виталия Мухи избрали бывшего мэра Виктора Толоконского, вопрос снялся. Толоконского поддерживали руководители всех соседних областей. А Кемеровский губернатор Аман Тулеев, который, судя по всему, и возглавит на первых порах Зауральскую Республику, сам лично приезжал агитировать за Толоконского.

Мининым не хватает скромности

Ю. Но у нас тоже может сучиться нечто подобное: слабый мэр областного центра подсидит при помощи соседей сильного действующего губернатора, изберется и "сольет" область. Невероятно, но аналогия с Новосибирском убеждает, что так может быть…

К. Ну почему же невероятно? Невероятным это кажется потому, что нижегородцы никак не избавятся от собственного мессианства. Вы все время кричите о своей исключительности, об особой роли Нижнего Новгорода в российской истории.

Послушаешь вас, так получается, что каждый второй нижегородец – не меньше, чем Минин. Остальные – продвинутые менеджеры, не ставшие премьер-министрами только по недоразумению.

Пока Санкт-Петербург, из которого вышел, между прочим, не премьер-министр, а Президент, робко просит дать ему право приютить парламент, вы на каждом углу называете себя "третьей столицей".

Ю. И Новосибирск тоже называет себя "третьей столицей".

К. Новосибирск скоро перестанет. Как только лишится статуса административного центра региона, так сразу же и перестанет.

В Саратове тепло

Ю. А Нижний? Скажите честно, что там у Вас в проектах относительно нашего укрупнения, кроме объединения с Кировской областью?

К. Не у меня, а у Администрации Президента. И не в проектах, а в порядке обсуждения.

Обсуждается создание на Волге трех республик. Южная или Нижневолжская республика образуется вокруг Саратова с сильным губернатором Дмитрием Аяцковым во главе. Аяцков вообще может получить эту республику раньше других, в виде эксперимента. Он проявил себя как сильный новатор, решительно проводящий в жизнь рыночные и демократические реформы. Достаточно вспомнить, что Саратовская область была первым регионом, где разрешили продажу земли. Сколько было по этому поводу коммунистического крику! А ничего, Аяцков уверенно ведет область дальше курсом реформ.

К тому же Аяцков причастен к разработке этого проекта. Еще месяц назад его вообще называли "Саратовским проектом". Кстати, и в Думу этот проект будет вносить фракция "Единство", первый вице-спикер от которой, Любовь Слиска, говорила о необходимости укрупнения регионов еще два года назад, в свою бытность представителем губернатора в ОЗС.

Саратовцы хотели бы прирезать не только юг Поволжья – Волгоград, Астрахань. Они говорили о Волго-Донской Республике, имея в виду включение в нее Ростова-на-Дону. Но ростовчане, скорее всего, войдут в состав Казачьей Республики вместе с Краснодарским краем и Ставропольем.

Хвост обезьяны

К. Еще обсуждается Центральная или Средне-Волжская Республика – это Самара и все, что вокруг нее. И на севере – Верхневолжская или Волго-Вятская Республика.

Ю. С этого места, пожалуйста, поподробнее.

К. Пожалуйста. Два варианта нарезки, как говорят на Старой площади, две редакции.

Первая – сугубо экономико-географическая. Центр республики – Нижний Новгород. Нарезка – шесть областей. А именно: Нижегородская область как ядро и все сопредельные области – Кировская, Костромская, Ивановская, Владимирская, Рязанская.

Это логично, но это будет возможно только при сильном губернаторе, чье слово значимо на федеральном уровне.

Ю. Таким может быть кто-то из нижегородских политиков, работающих в Москве – Сергей Кириенко, Борис Немцов?

К. Кириенко – да, Немцов – нет.

Ю. Почему?

К. Во-первых, Немцов не набрал в Москве нужного веса. Даже наоборот, растерял былой вес. Он, когда был губернатором, тогда имел какой-то вес, его хотя бы уважали как сильного политика регионального уровня. Теперь и этого веса не осталось, и другого, федерального политического веса, Немцов не набрал.

А во-вторых, я думаю, что сейчас уже вряд ли Немцов сумеет избраться губернатором Нижегородской области. Потому что после того как он потерял имидж у нижегородского электората, перебравшись в Москву, обнаружились некоторые его личностные недостатки. В английском языке есть такая пословица: “Чем выше лезет обезьяна, тем четче видно ее хвост”.

Своя рука плохо карту не даст

Ю. А Иван Скляров?

К. Иван Скляров – идеальный губернатор на период укрупнения регионов. И дело не только в том, что Склярова на федеральном уровне уважают не меньше, чем Росселя или Аяцкова. Кстати, когда по коридору Совета Федерации Россель идет в одиночку, все тут же спрашивают: "А где Скляров?" Это потому, что они дружат, и потому, что оба они – равновеликие и действительно всеми узнаваемые сенаторы.

Но главное – Скляров возглавляет в Совете Федерации профильный комитет (Комитет по делам Федерации – И.Ю.), а это значит, что без его веского слова в поддержку законопроекта об укрупнении регионов не сможет обойтись даже Администрация Президента. А уж дальше все ясно: как говорится, своя рука плохо карту не даст.

Ю. В данной ситуации лучше перефразировать: своя рука плохо географическую карту не порежет. И все-таки, после всего этого оптимизма, давайте обсудим, как Вы выразились, вторую редакцию нарезки Верхневолжской Республики.

К. Вторая редакция – все те же, плюс Ярославская область. Административный центр – Ярославль, первый губернатор – Лисицын.

Ю. Неужто такое возможно?

К. А что прикажете делать, если у вас губернатором станет не Скляров, и не Кириенко, а, к примеру, тот же Лебедев? Доверить ему, известному своей непредсказуемостью, политической нервозностью и постоянными жалобами, ключевой регион России? А вдруг он начнет какую-нибудь бюджетную войну с федеральным центром? И вообще, насколько мне известно, у Лебедева не все в порядке с высшим образованием.

А Лисицын – губернатор стабильный, проверенный. От него сюрпризов ждать не приходится.

Женское общежитие Нижегородской республики

Ю. Теперь понятно, что Вы имели в виду, говоря, что в ближайшее время возрастет роль губернаторов в судьбе возглавляемых ими территорий. Давайте только уточним, в ближайшее время – это когда?

К. В ближайшее время – это с исторической точки зрения. Реорганизация государственного устройства России – дело слишком значимое. Спешка здесь не уместна. Хотя и затягивать с этим нельзя. Потому что ни одна из задач, стоящих перед Россией и ее политическим руководством, не может быть эффективно решена, пока страна живет в границах краев и областей, нарезанных в лучшем случае – Сталиным, а в худшем – еще Екатериной Великой в позапрошлом веке.

Ю. Между прочим, меньше, чем через год XVIII век перестанет быть позапрошлым. Наступит новое столетие…

К. А мы все еще будем жить в границах "катерининских" губерний. Так что пора браться за дело.

Ю. Не лучше ли для начала вынести проект укрупнения регионов на общее обсуждение? Сделать так, чтобы избиратели в регионах, голосуя за кандидата в губернаторы, отдавали себе ясный отчет в том, какая судьба ждет их область – превратится в провинцию или оказаться центром объединенной республики.

К. Это может подогреть региональный сепаратизм и чрезмерно возвысить губернаторов в глазах региональных элит. Дойдет до того, что кандидаты в губернаторы начнут использовать геополитическую фразеологию. Помните, под каким лозунгом победил на выборах Бенито Муссолини?

Ю. Кажется, его слоган звучал так: "Превратим Средиземное море в Итальянское озеро!"

К. Точно. И у нас найдутся кандидаты, которые заговорят примерно также. Например, для победы в Нижегородской области, надо будет пообещать расширить ее границы, скажем, до Урала.

Ю. С точки зрения популизма, лучше пойти по стопам Муссолини и бросить в массы призыв типа: "Превратим Ивановскую область в женское общежитие Нижегородской республики!"

К. Думаю, что мы не хотим дойти до таких крайностей.

Полностью текст беседы читайте в электронном журнале Ивана Юдинцева "Ультиматум" по адресу: www.uuu.narod.ru.

<Фото>Виктор Кармацкий вместе с Иваном Юдинцевым

Используются технологии uCoz