Московский комсомолец в Нижнем Новгороде

Нефтяное пятно на репутации Склярова

Коллаж

Нижегородская элита отворачивается от своего губернатора

На прошлой неделе стало известно, что крупнейшая нефтяная компания "ЛУКойл" отказалась от покупки завода "НОРСИ". Руководство "ЛУКойла" возложило вину за срыв "сделки века" на администрацию Нижегородской области.

Долгая долговая история

Кстовский завод нефтеоргсинтеза (НОРСИ) является типичным пережитком плановой системы хозяйства. Бывшее советское руководство стремилось строить заводы не рядом с источниками сырья, а ближе к местам потребления их продукции. Так и получилось, что завод по переработке нефти в бензин, керосин, мазут и солярку возник не в районе нефтедобычи, а в нашей области.

Ведь именно здесь сосредоточено множество промышленных предприятий с большими автопарками, потребляющими значительное количество бензина. Нижегородская область окружена сельскохозяйственными регионами, пожирающими тракторную солярку. Учитывалось и то, что к юго-востоку от Москвы расквартировано достаточное количество бронетанковых и моторизованных воинских частей, а военная техника также работает на продуктах нефтеоргсинтеза.

Но в процессе приватизации будущие олигархи обращали внимание, в первую очередь, на нефтедобывающие предприятия. Ведь экспорт сырой нефти был и остается самой высоко доходной частью нефтяного бизнеса. В результате к середине 90-х в России сложилось несколько крупных нефтяных компаний, осуществляющих полный цикл работы с "черным золотом" – добычу, переработку, продажу сырья и продуктов. Кстовский завод не вошел в состав ни одного из таких монстров.

Одновременно снизилась и платежеспособность клиентуры НОРСИ. Сегодняшняя армия перебивается очень скудным бюджетным финансированием. Военные по-прежнему готовы брать на НОРСИ значительное количество горюче-смазочных материалов. Но только в долг. Почти также поступают и представители сельского хозяйства.

Что касается цен на бензин, то они все больше оказываются предметом государственного регулирования. Сегодня на мировом рынке нормальная цена бензина приближается к одному доллару за литр. Но как только наши АЗС пытаются хоть немного поднять цену своего товара, следует немедленное вмешательство властей всех уровней.

Так что возникновение огромной задолженности НОРСИ представляется вполне логичным. Долги завода, сложившиеся с начала 90-х, на сегодняшний день превышают 200 миллионов долларов. При этом своей нефти у кстовчан нет и не будет – сырье приходится покупать за реальные деньги. Или выклянчивать у "давальцев".

Нефть добывается не в скважинах, а в кабинетах

"Давальцы" – сленговое слово нефтяников, обозначающее тех, кто добывает нефти больше, чем сам может переработать. Многие нефтедобывающие компании не в состоянии превратить всю свою нефть в бензин и мазут. Количество же сырья, которое каждый из них может продать за рубеж, жестко ограничивается экспортными квотами, устанавливаемыми правительством. Так что образуется некоторый излишек, который "давальцы" поставляют на независимые от них заводы, за неимением лучшего.

Правда, всякий "давалец" смотрит на "бесхозный" завод глазами хищника, выслеживающего свою жертву. Поскольку всем понятно, что рано или поздно заводы-должники будут поглощены нефтедобытчиками. Так что предприятия, подобные НОРСИ, находятся в положении безлошадного крестьянина, выбирающего, к кому из господ пойти в крепость.

Надо сказать, что нижегородский губернатор Иван Скляров до недавних пор эффективно пользовался остатками самостоятельности кстовского завода. Пока на приватизацию НОРСИ претендовали одновременно "ЛУКойл" и "Татнефть", глава нашей области выдаивал нефть с обоих претендентов, умело раздувая конкуренцию между ними.

Как только у "ЛУКойла" возникало желание сократить поставки сырья на НОРСИ, Иван Петрович намекал, что рассматривает вариант передачи завода в полную собственность "Татнефти". И наоборот. Получалось своеобразное равновесие, когда каждому из претендентов было выгоднее давать половину необходимой нефти, чем полностью потерять НОРСИ.

Скляров заблудился в трех соснах

Эта блестящая экономическая схема рухнула, как всегда, из-за изменений в большой политике. Летом прошлого года крупнейшие представители российского нефтяного бизнеса вступили в предвыборную игру. В результате на политической арене выкристаллизовались три силы, контролирующие нефтяные и нефтехимические ресурсы.

Одна из них представлена на вершине айсберга блоком "Отечество – Вся Россия". Не секрет, что для создания "Всей России" пришлось объединить усилия хозяина "ЛУКойла" Вагита Алекперова и Президента Татарстана Ментимера Шаймиева. Последний фактически контролирует "Татнефть".

Казалось бы, для НОРСИ сложилась идеальная ситуация: конкуренты договорились между собой, "ЛУКойл" стал увеличивать поставки нефти и делать шаги к полной приватизации завода. Газеты и телеканалы чуть ли не еженедельно сообщали о готовящейся "сделке века", которая должна была вот-вот оформиться.

Но на выборах 19 декабря блок ОВР не достиг намеченного результата, потерпев серьезное поражение от "Единства". Примерно к тому же времени оказался предрешенным и исход президентских выборов. Политическая целесообразность потребовала от Склярова переметнуться в стан сторонников Владимира Путина.

Думал ли Иван Петрович в момент принятия решения о политической переориентации о судьбе кстовского завода? На что он рассчитывал? Вероятно, на поддержку первого вице-премьера Николая Аксененко, курировавшего ТЭК и одновременно, по слухам, отвечавшего за финансирование избирательной кампании "Единства". Ведь Аксененко вместе с новым руководителем кампании "Транснефть" Семеном Вайнштоком выступал представителем интересов второй главной силы на нефтяном рынке – империи Бориса Березовского.

Но эта скоропалительная ставка Склярова была побита в самом начале нового года. Едва въехав в президентский кабинет, Путин отстраняет Аксененко от руководства топливно-энергетичеким комплексом, а вслед за этим и вовсе лишает его вице-премьерского статуса. Больше того, куратором ТЭК назначается вице-премьер Виктор Христенко – ставленник третьей силы в российской нефти, чьи политические интересы представляет Союз правых сил во главе с Сергеем Кириенко.

Скляров допустил пагубную ошибку. Вместо того, чтобы примкнуть к одному из лагерей, губернатор стал метаться между тремя противоборствующими армиями. Итог печален: каждая из сторон воспринимает теперь Склярова, как весьма ненадежного партнера. "Мы не хотим иметь дело с недобросовестными партнерами, а именно так зарекомендовала себя администрация Нижегородской области", -- эти слова ясно выражают позицию "ЛУКойла".

Если губернатор не продает завод, все продают губернатора

Похоже, что Иван Петрович сам уже осознал, что ни от Алекперова, ни от Березовского ему не дождаться поддержки. Об этом говорят хотя бы лихорадочные шаги нашего губернатора навстречу Сергею Кириенко.

Не прошло и полгода со времени его публичных угроз в адрес "заезжих москвичей". И вот мы видим, что некогда грозный Скляров молчаливо проглатывает смену руководства на заводе "Корунд". Прежний руководитель этого дзержинского предприятия Александр Карлышев, объявляя открытую войну команде Кириенко, не раз уверенно говорил, что губернатор его "не сдаст". А ведь сдал!

И, кажется, зря. Скляров рассчитывает на поддержку, которую ему окажут верные люди, входящие в окружение Кириенко. Между тем, все они уже отвернулись от своего бывшего покровителя.

Главным губернаторским лоббистом в Союзе правых сил считается депутат Государственной Думы Любовь Глебова. Она начала работать вместе со Скляровым еще в Арзамасе и с тех пор на протяжении многих лет отстаивала его интересы. Но сегодня Глебова всерьез изучает возможность поддержки на губернаторских выборах 2001 года Юрия Лебедева. Руководители ее бывшего избирательного штаба уже провели несколько встреч с первым вице-мэром Сергеем Абышевым.

Другой известный нижегородец, обязанный своим выдвижением Склярову, Дмитрий Савельев, вообще победил на думских выборах при поддержке Лебедева. Говорят, что Дмитрий Владимирович обиделся на губернатора за бездействие во время сентябрьской истории с "Транснефтью", когда Савельев был отстранен от руководства этой кампанией. А Лебедев сумел не только предложить ему поддержку на выборах, но и найти общие экономические интересы.

Вообще, среди известных нижегородцев разворачивается настоящий конкурс на лучшую измену Склярову. Одни пытаются продать губернатора побыстрее, другие стремятся сделать то же самое подороже. В этом смысле весьма показателен последний рейтинг влиятельности агентства "Провинция". В нем Юрий Лебедев впервые за последние годы обошел Ивана Склярова. Это означает, что половина экспертов уже отвернулась от губернатора, на чистой репутации которого все больше расплывается нефтяное пятно.

Используются технологии uCoz