Ленинская смена ПЛЮС
#5Абышев руководит избирательным штабом и бесплатно раздает кинотеатры
Сенсационные подробности приватизационного скандала в мэрии
Недавно в стенах мэрии Нижнего Новгорода разразился скандал, касающийся городской собственности. Выяснилось, что распоряжением главы города Юрия Лебедева сразу три действующих кинотеатра были переданы частным фирмам. Кинотеатр "Спутник" продан фирме "ДЛ-Лота", "Канавинский" – "Сормовским зорям", а "Россия" вообще отошла московской фирме "Каро-инвест".
Изюминка этой истории в том, что все кинотеатры ушли даже не с молотка, поскольку никакого аукциона или конкурса в помине не было. В коридорах городской администрации говорят, что новых хозяев выбрал лично Юрий Лебедев. И это при том, что нижегородский мэр изображал из себя радетеля о городской собственности. Всем памятны его заявления о необходимости все и вся распределять только на конкурсной основе. Градоначальник неоднократно выступал с такими речами год тому назад, когда отменял решение городской думы о приватизации Мытного рынка. И вдруг такой конфуз.
На заседании думы, на котором встал этот вопрос, мэр отсутствовал. Поэтому выкручиваться пришлось председателю городского комитета по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами (КУГИ) Людмиле Конобеевой. Она пояснила разгневанным депутатам, что на сегодня ни о какой приватизации речь не идет, что кинотеатры переданы в целевую аренду, а после заключения соответствующих договоров можно будет рассмотреть вопрос о заключении инвестиционных контрактов.
Все эти умные слова, уверенно произнесенные профессионалом, если и не охладили депутатов, то уж точно запутали. И только прокурор Владимир Шевелев попытался продраться сквозь дебри специальных терминов, заявив, что мэрия, похоже, дала задний ход, а вначале речь шла именно о приватизации – иначе чем объяснить факт ликвидации муниципальных предприятий?
Однако читатели "ЛС" имеют эксклюзивную возможность ознакомиться с комментариями эксперта, не только хорошо понимающего, о чем идет речь, но и знакомого с конкретной ситуацией вокруг нижегородских кинотеатров. Политолог нашей газеты Иван Юдинцев много работал с городской собственностью "с обеих сторон баррикады" – и как бизнесмен, и как представитель власти. А в декабре 1998 – июне 1999 года он был членом городской комиссии по распоряжению муниципальным нежилым фондом (той самой, которой руководит Людмила Конобеева). Более того, работая заместителем директора департамента по связям с общественностью городской администрации, наш эксперт лично визировал все документы, касающиеся зданий, выполняющих общественно значимые функции (к каковым относятся и здания кинотеатров).
-
Иван Васильевич, что же такое целевая аренда и чем она отличается от приватизации?Приватизация помещения – это передача его в частную собственность. А аренда – эта сдача внаем на определенный срок. При этом арендатор ежемесячно выплачивает городу деньги.
-
Сколько стоит аренда кинотеатра?Очень дорого. Дело в том, что постановлением мэра, подписанным в декабре 1998 года, установлена базовая ставка за один квадратный метр. Но это совсем не те деньги, которые реально платит арендатор. Есть целая система понижающих и повышающих коэффициентов. Понижающие коэффициенты устанавливаются для социально значимых и неконкурентоспособных видов деятельности. Такой коэффициент представляет собой число меньше единицы. Сумма аренды умножается на него. Например, при аренде помещения общественной организацией цена аренды каждого метра умножается на коэффициент 0,25, и получается, что арендатор платит в 4 раза меньше.
Но если говорить о кинотеатрах, то там уйма повышающих коэффициентов, то есть цифр, которые больше единицы. При умножении ставки за метр поочередно на каждую из этих цифр, первоначальная базовая ставка возрастает в несколько раз. Повышающие коэффициенты должны быть начислены, к примеру, за то, что это отдельно стоящие строения (а не комнаты в общем здании), за место расположения (квадратный метр на улице Горького или на проспекте Ленина должен стоить дороже, чем на Мончерской или в Печерах, поскольку в людных местах больше скопление потенциальных клиентов), за выход на главную улицу (во дворах дешевле) – это только те повышения, которые сходу пришли мне в голову.
Словом, когда ко мне приходили просители аренды площадей в кинотеатре "Спутник", ни один из них не покушался за полную цену арендовать больше 8 квадратных метров. И то в итоге все отказались – получалось безумно дорого.
-
Значит, город все же будет получать деньги за целевую аренду?Нет, ни в коем случае! Это игра слов, которая может запутать неспециалиста. Дело в том, что целевая аренда – это аренда, как праило, бесплатная. И вот она-то отличается от приватизации только тем, что формально помещение остается в городской собственности. Реально же "целевой арендатор" может бесплатно эксплуатировать помещение в течение всего срока целевой аренды. Он фактически хозяйничает. Не может только разрушить и продать помещение. А все остальное может.
-
Может, к примеру, даже кино не показывать?Кино показывать придется. Можно перепрофилировать не более 30 процентов арендуемых площадей. Но поскольку кинозал большой, он фактически покрывает "профильные" 70 процентов. Так что на остальных площадях – хоть казино, хоть баня.
Я, правда, не помню точную планировку наших кинотеатров. Но с аналогичным случаем сталкивались Альберт Кох и Максим Бойко в бытность Министрами Госимущества. Я имею в виду "Кодак-Киномир" и Киноцентр на Красной Пресне в Москве. Позапрошлым летом я жил поближе к Белому дому на улице Заморенова (в 1998 году Юдинцев был советником премьер-министра Сергея Кириенко -- Ред.), и окна моей квартиры выходили прямо на Киноцентр. Несколько раз сам бывал внутри – заходил по ночам после работы в ночные киоски за едой. Там этих киосков столько было! И, конечно, внутри были игровые автоматы, бар, ресторан и все такое…
-
А что это за инвестиционный контракт, который мэрия обещает заключить?Да это, по большому счету, может вообще ничего не значить для города. В инвестиционном контракте описываются условия вложения денег в здание, график этих вложений. То есть, если арендатор собирается ремонтировать помещение, график этого ремонта и может стать его
обязательствами. Ну, еще добавят пункт по благоустройству прилегающей территории. Скажем, запишут, что арендатор обязуется за свой счет вывозить мусор и покрасить скамеечки в ближайшем садике.А вот для арендатора – это очень серьезная гарантия. После истечения срока аренды он имеет преимущественное право на перезаключение договора. Дескать, я это помещение взял в плохом состоянии, "бабки" в него вложил, а вы теперь его у меня отнять хотите! На практике я не видел ни одного прерванного договора, защищенного инвестиционным контрактом. Только если сам арендатор отказывается.
-
В итоге получается, что наши кинотеатры даже не продали, а отдали за бесплатно?Если все действительно так, как пишет пресса, -- то да. И в этом случае прямая продажа была бы значительно более выгодным для города вариантом.
Но я уже полгода не в курсе дел КУГИ. Кроме того, лично знаю и председателя, и начальника управления муниципальным нежилым фондом. Обе они – честнейшие люди и великолепные профессионалы. Поэтому мне все же кажется, что пресса что-то напутала в словах Людмилы Конобеевой. Или есть какие-то иные причины, сделавшие подобное решение целесообразным.
-
Что Вы имеете в виду?Политику. Наш мэр собирается стать губернатором. Ему нужны нормальные оборудованные помещения во всех районах города, куда можно было заманить избирателя на хорошее кино, а заодно и самому за себя поагитировать.
-
Кто, если не КУГИ мог принять такое варварское решение? Сам Юрий Лебедев?Или его первый заместитель Сергей Абышев.
-
Но ведь Абышев – политик, а не хозяйственник. Он руководил избирательным штабом Лебедева и снова будет заниматься избирательной кампанией. Как он мог повлиять на решение городской комиссии по распоряжению муниципальным нежилым фондом, не имея к ней никакого отношения?..Абышев не имеет отношения к комиссии? Да он ее возглавляет! Совершенно официально занимает должность председателя этой комиссии, что записано во всех документах
-
Спасибо. После Ваших пояснений многое становится понятным.