Заговор против Лесниковой

Нападение на модель Анну Дмитриеву и нападки на модельера Анну Лесникову – звенья одной цепи?

Еще недавно информационные войны были способом выяснения отношений исключительно между политиками и "олигархами". Но похоже, мы очень быстро усваиваем правила любых грязных игр. И вот уже многие бизнесмены средней вшивости мечтают о собственной маленькой войне компроматов. А некоторые из них не только мечтают. Буквально в марте нижегородцы стали свидетелями настоящей информационной войны, устроенной конкурентами ведущего нижегородского модельера Анны Лесниковой.

Ну что, опять мне киллеру звонить?

Недавно была опубликована любопытная статистика. Десять лет назад услуги киллера оценивались на российском криминальном рынке в сотни тысяч долларов. При этом заказы на убийства можно было, что называется, перечесть по пальцам.

Теперь же все выглядит с точностью до наоборот. Мелкие уголовники просят за человеческую жизнь от 500 до двух тысяч долларов. Зато число только предотвращенных правоохранительными органами заказных убийств перевалило в прошлом году за сотню.

Дошло до того, что заказы на устранение политических и бизнес–конкурентов стали появляться в глобальной сети Интернет. Недавно на одном из сайтов можно было прочесть даже условия получения гонорара за убийство Владимира Путина.

Киллеры стали героями многочисленных анекдотов. А угроза обращения к услугам наемного убийцы превратилась в обязательную часть бытовых ссор. "Черный юмор" такой ситуации лучше всего выразил поэт Владимир Вишневский, написавший такое одностишие: "Ну что, опять мне киллеру звонить?"

У нас имиджмейкеров, как грязи

И вот новая черта нашего менталитета – маленькие информационные войны. Сотрудник одного из крупнейших агентств по связям с общественностью рассказывает, что в его офис все чаще звонят мелкие клиенты, интересующиеся, сколько стоит опубликовать в газетах две-три статьи, поливающих грязью конкурента.

Типичные пожелания таких заказчиков – сообщения в СМИ о том, что их конкурент "кинул" своих партнеров, обманул клиентов, провернул аферу. Отдельно готовы платить за намеки на его связи с криминалом.

Инициаторов локальных сливов компроматов можно понять. Как правило, эти люди проигрывают честную конкурентную борьбу тем, кого они "заказывают". Расценки на "черные" статьи в отдельных газетах, не брезгующих "информационной мокрухой", сопоставимы с тарифами настоящих киллеров. Но если за заказ физического устранения можно попасть под уголовную статью, то оплата клеветы в газете фактически остается безнаказанной.

Конечно, облитый грязью конкурент может потребовать через суд защиты собственных чести, достоинства и деловой репутации. Да только, во-первых, русский язык богат, а российские законы далеко не совершенны. Так что любой виртуоз пера сумеет написать так, чтобы испачкать политика или бизнесмена в глазах читателя, но при этом не нарушить буквы закона.

Во-вторых, даже если клевета будет доказана в судебном порядке, вся ответственность ляжет на автора заказной статьи и на газету, опубликовавшую этот материал. Заказчик же, если он расплатился "черным налом", то есть не оставил никаких документов, доказывающих его причастность к тиражированию компромата, и в этом случае останется юридически чистым.

Чисто, репутация

Характерно, что жертвами войн компроматов становятся, в основном, самые честные предприниматели. И не мудрено. Поскольку основой основ любого цивилизованного бизнеса является доверие партнеров и клиентов.

Но это сказано про цивилизованный бизнес. В отличие от него, в нашей полутеневой экономике полным-полно горе–предпринимателей, ведущих деловые переговоры при помощи "пальцовки". Такие называют чистую репутацию не иначе, как "чисто, репутацией".

Нижегородский модельер Анна Лесникова, бесспорно, относится к числу тех, кто строит свое дело по лучшим европейским и мировым образцам. В кругах нижегородской бизнес-элиты ходят легенды о безупречности ее деловой репутации. Всем известно, что с Лесниковой совсем не обязательно заключать формальный договор. Достаточно ее честного слова.

Много говорят о том, что Анна лично заботится о судьбе каждой девочке, приходящей в ее школу моделей. И эта забота выходит далеко за рамки профессии. Родители передают Лесниковой своих детей буквально из рук в руки. И после этого она принимает на себя личную ответственность за их воспитание в самом широком смысле слова.

Анна интересуется учебой девочек в общеобразовательной школе, много времени проводит, обсуждая с воспитанницами их личные проблемы. И, конечно же, защищает юных моделей от не всегда отеческих взглядов и намеков взрослых дядей, приходящих на показы модных коллекций.

Лучше всего иллюстрирует чистоту репутации Лесниковой простой факт. Очень многие представители нижегородской элиты доверяют ей своих дочек и внучек. Именно Лесникова вывела на подиум внучку мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева. Именно она открыла дорогу в мир высокой моды дочери Александра Котюсова – ближайшего помощника Бориса Немцова. А теперь ответьте, разве отдали бы сильные мира сего своих чад в сомнительные руки?

Узкий круг ограниченных людей

За это Лесникову и ненавидят некоторые доморощенные "кутюрье". Помнится, когда в конце восьмидесятых проводились первые конкурсы красоты, в тогдашнем городе Горьком не удалось найти ни одного самостоятельного модельера и ни одного профессионального инструктора по коррекционной гимнастике.

Зато нынче каждая подружка братков, не сумевшая поступить в вуз, называет себя если не "кутюрье", то "тренером по шэйпингу" или "инструктором по фиттнесу".

В Нижнем Новгороде сложился довольно узкий круг людей, кочующих с одной модной тусовки на другую. По оценкам экспертов, около трех десятков нижегородцев время от времени арендуют подиум, собираются вместе и смотрят друг на друга. Их дела не интересуют практически никого извне.

Характер названной тусовки очень точно выражает оговорка одного из ее участников, ляпнувшего, что это "узкий круг ограниченных людей".

В принципе, в этом не было бы ничего плохого. Если бы тусовщики не мешали становлению нижегородского рынка модной продукции, появлению на нем профессионалов – своих и столичных.

Звезды видны только в темноте

Но появление в нашем городе таких звезд, как Валентин Юдашкин, слишком наглядно демонстрирует, что столпы местной модной тусовки не далеко ушли от выпускниц курсов кройки и шитья. Поэтому-то некоторые местные "кутюрье", фамилии которых не известны за пределами ночных клубов, приходят в бешенство от одной только возможности превращения нижегородских подмостков в высокий подиум.

Анну Лесникову стали ненавидеть с середины девяностых. То есть как раз с тех самых пор, как она привезла в город Валентина Юдашкина.

Анна познакомилась с Юдашкиным в столичном концертном зале "Россия" на "Неделе высокой моды". Тогда считалось, что звезды уровня Юдашкина ни за что не согласятся приехать в провинцию. Дескать, если человек не вылезает из Парижа, в Нижнем ему делать нечего.

Но Лесникова мечтала показать коллекцию Юдашкина на нижегородском подиуме. Она обратилась к знаменитому кутюрье со всей своей провинциальной смелостью и непосредственностью.

И ту выяснилось, что бытовавшее мнение о том, что Юдашкину нечего делать в провинции, весьма далеко от истины. Знаменитый модельер не только согласился приехать в Нижний Новгород. Он даже обрадовался такой возможности.

"От кутюр" и в Африке "от кутюр"

Дело в том, что настоящие модные коллекции и стоят, как говорится, по-настоящему. Платья от кутюр определяют моду. В этом смысл их создания. Но такие вещи не продаются. По крайней мере, их продажа не является коммерческой целью кутюрье.

Суть бизнеса модельера сводится примерно к следующему. Кутюрье выпускает штучную коллекцию, не предназначенную для продажи. Такие модели называются прототипами. Они выглядят порою очень необычно. Их не всегда даже может носить женщина, не обладающая специальной подготовкой.

Коллекция "от кутюр" показывается на максимально большом количестве модных мероприятий. И уже на ее основе создаются модели попроще. Они повторяют основные элементы штучных прототипов. Но такие вещи (их называют прет-а-порте) уже можно носить. Цена их тоже высока, но уже реальна.

Кутюрье получает доход от продажи прет-а-порте и от показов коллекции прототипов. Поэтому любой настоящий модельер заинтересован в максимально частом показе собственной модной коллекции. И ему при этом безразлично, кто платит деньги – парижане или нижегородцы. С коммерческой точки зрения, единственное преимущество Парижа в том, что после показа в столице моды возрастает спрос на показ той же коллекции в других городах.

А кто такой Юдашкин, чтобы выступать в Нижнем?

Словом, Юдашкин согласился показать свою коллекцию в Нижнем Новгороде. На коммерческих условиях. Он предложил Лесниковой подписать обычный договор. Анна позвонила по этому поводу в родной город.

В то время политическим покровителем нижегородской модной тусовки стремился стать Михаил Мирный. Связь с модельным бизнесом казалась ему очень важной с позиций построения собственного имиджа в глазах молодых избирателей. Надо напомнить, что Мирный имел тогда достаточный вес. Он только что оказал важную услугу губернатору Борису Немцову и Председателю ОЗС Евгению Крестьянинову, успешно проиграв им выборы в Совет Федерации.

Ему-то и позвонила Анна Лесникова. Мирный поначалу очень обрадовался, представив, как он будет позировать перед телекамерами рядом с Юдашкиным. Он дал Лесниковой добро.

Поясним, что речь не шла о деньгах – Анна оплатила показ коллекции Юдашкина из собственного кармана. От Мирного требовалось только включение этого показа в программу нижегородского фестиваля "Золотой подиум".

Лесникова подписала договор, заплатила деньги и счастливая примчалась домой. Но в Нижнем ее ждал удар. Местная модная тусовка испугалась наглядного сравнения с лучшими образцами высокой моды. Юдашкину было отказано в участии в фестивале.

Понимаем, что это кажется полнейшим абсурдом. Но на самом деле все именно так и было. Валентин Юдашкин оказался "не достойным" показа своей коллекции на нижегородских подмостках. Так решил Миша Мирный.

Триллер, превратившийся в сказку

Лесникова оказалась подставленной. Поскольку по условиям коммерческого договора, обычным для первых лет рыночных реформ, в случае срыва показа по вине организаторов, она должна была выплатить неустойку в десятикратном размере. А таких денег у Анны, разумеется, не было.

Казалось, что мир рухнул. Но Лесникова не сдалась. Она сделала то, чего никак не ожидали ее конкуренты. Анна честно призналась во всем Юдашкину. Тот, в отличие от провинциальных злопыхателей, оказался человеком, для которого профессиональная солидарность важнее личных амбиций.

Юдашкин предложил Анне плюнуть на козни врагов и провести… совместный показ двух коллекций – своей и лесниковской. Это было нечто невероятное. Выступить на пару с Юдашкиным – о таком счастье Анна даже мечтать не могла. История, начинавшаяся для нее как триллер, превратилась в сказку про Золушку и принца.

Лесниковой помогал весь город. Даже Миша Мирный снова захотел протянуть руку дружбы. Он пообещал подбросить немного денег в обмен на упоминание его, как одного из спонсоров мероприятия. Правда, тем и ограничился – до показа деньги так и не пришли.

Бесплатный спонсор

И вот счастливейший день наступил. Но каково же было удивление Лесниковой, когда она обнаружила в зале большой рекламный плакат движения "Наш дом – Россия"!

А когда Лесникова попыталась выяснить, что делает этот плакат на ее показе, ей объяснили, что рекламное полотно повешено по указанию ее спонсора… Миши Мирного.

Анна спросила, откуда об этом известно. Ей ответили, что из телевизионной рекламы. Представьте себе, один из телеканалов действительно регулярно крутил рекламный ролик, в котором представляемый Мирным НДР объявлялся спонсором показа.

Лесникова рассердилась не на шутку. В результате плакат сняли, и даже деньги задним числом перечислили. Показ прошел на ура, а Лесникова стала признанным лидером нижегородской моды и нажила себе массу врагов-завистников, готовых пойти почти что на все ради ее дискредитации.

Рынок – это не модно?

Вся эта история не стоила бы внимания, если бы недавно не начались нападки на Лесникову. Нападки – это мягко сказано. Против Лесниковой развернута настоящая информационная война. И не только информационная.

В конце ноября прошлого года двое неизвестных напали на Анну Дмитриеву. Дмитриева не только одна из любимых моделей Лесниковой. Она еще и преподает азы своего профессионализма девочкам, приходящим в лесниковкую школу моделей.

Анне Дмитриевой изуродовали лицо. Причем нападение нельзя считать случайным. Перед тем, как потерять сознание, Аня услышала такой диалог между преступниками: "Дмитриева?" – "Она".

Случилось это накануне большого модного шоу, на котором демократичные торговые марки нанесли серьезный удар неуклюжим потугам нижегородских "кутюрье" диктовать мировую моду.

После этого в адрес Лесниковой стали раздаваться прямые угрозы физической расправы над ней лично. Рассказывают, что одну из таких угроз Анна даже записала на автоответчик.

А вот еще один показательный эпизод. Зимней ночью в цеху Лесниковой раздался звон разбитого оконного стекла. Прибежавший сторож едва успел потушить брошенную чьей-то рукой горящую тряпку. Задержись он на пару минут, и пожара бы не миновать. А ведь в цеху лежали не железки – трикотаж.

Вряд ли кто-то усомниться, что и травля Лесниковой в СМИ, и покушение на Дмитриеву, и угрозы, и попытка поджога – звенья одной цепи.

Так что информационные разборки между нижегородскими модельерами на страницах газет – это вовсе не "звездные войны", обычные для богемного мира. Мы имеем дело с жесткой конкурентной борьбой.

Борьбой, в которой неудачливые конкуренты Анны Лесниковой объединились с криминалом. Объединились против нее, против Юдашкина, против легального рынка моды.

Используются технологии uCoz